Александр Захаров представитель АПФ в Южном регионе о проблемах морской отрасли

Значительное количество громких разоблачающих материалов никак не влияют на беду, год за годом убивающую имидж Украины как мировой транзитной державы. Профессиональный транспортник и гуру таможенного законодательства Александр Захаров в 2011 году вместе с единомышленниками положил начало общественному движению «Нет коррупции на транспорте», которое в кратчайшие сроки сумело умерить безмерные аппетиты таможенников, силовиков и прочих контролирующих структур. Объявив и успешно ведя борьбу с коррумпированной системе, весной этого года Захаров неожиданно оказался в чиновничьем кресле помощника первого заместителя министра инфраструктуры.

В ходе беседы с корреспондентом 368.media   общественник рассказал, почему продержался в столичном кабинете всего два месяца, о вреде борьбы с контрабандой на 7-м километре и о том, почему не претендует на место начальника Одесской таможни.

О вашей принципиальности и непримиримой борьбе со злоупотреблениями чиновников ходят легенды. Многие откровенно вас ненавидит, потому что вы «мутите воду». Но как вышло, что вы фактически оказались в чиновничьем кресле?

Меня направили туда одесские экспедиторы. Зная замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, они сказали ему, мол, ты не специалист в транспорте, поэтому тебе нужен человек, который будет помогать в разъяснении особо сложных вопросов и в выстраивании «идеологической линии». Они направили меня туда, оплачивали мое проживание в Киеве. Это были очень интересные и насыщенные два месяца, когда мы работали по 12 часов в день. Я изо всех сил старался оказать помощь в проведении реформ. Однако, из-за моего видения, как нужно делать реформы, пришлось уехать.

Почему?

Все совещания в министерстве проходили под лозунгом – «бюджету нужны деньги». Я выступил откровенно и заявил, что Министерство инфраструктуры не должно заниматься наполнением бюджета. Этим должны заниматься Минэкономики и Минфин, а наша задача – безопасность, навигация, развитие флота, транспортного сервиса и услуг, борьба с коррупцией.

Вы один высказывали такую мысль?

Да, вероятно потому, что не получал зарплаты в министерстве. Я мог свободно приходить и высказывать свое мнение. Поначалу ко мне было безграничное доверие, и если я ставил визу на документе, то его подписывали и министр и замминистра.

Тем не менее, вы ушли. Скажите честно, вас попросили?

Нет, я ушел сам.

Что стало решающим фактором в вашем уходе?

Заместителем министра, так называемым «морским замом», должности, которой раньше не было, назначили Юрия Васькова . Так сложилось, что мы идеологически не приемлем подходы друг друга к развитию транспортной отрасли. У меня свое видение, у него свое. Я сказал Шульмейстеру, что у вас есть опытный человек по портам и коррупции, поэтому я вам не нужен.

Довольно странный поступок, особенно если учесть, что Васькова в СМИ всегда подавали как молодого профессионала. Как говорится, если не он, то кто?

Я не знаю ни одного нормального проекта Васькова, который бы закончился положительно . Аквапарк в Чабанке «заколочен», мертвая гостиница «Одесса» в порту. Посмотрите со стороны парка Шевченко на волнолом, который обвалился. Вспомните бесконечные коррупционные скандалы в Администрации морских портов. За время руководства Васькова порты превратились в объект обслуживания интересов таможни, СБУ, контролирующих органов, но никак не клиентов. Долгие годы наши порты были лидерами в контейнерных перевозках на Черном море, но в прошлом году мы отдали первенство России, а в этом году – уже и Румынии.

Поработав в министерстве, вы наверняка сумели понять, кто и чем дышит. Скажите, там все так безнадежно, или есть люди, благодаря которым свет в конце тоннеля все же виден?

Давайте начнем с глобального: с некоторых пор я не верю в правительство Яценюка. Оно продолжает линию Азарова на удушение бизнеса и закручивание гаек. Это тупиковый путь. Что же касается Министерства инфраструктуры, то в тамошнем руководстве люди имеют по два-три паспорта и в любой момент могут уехать. С другой стороны зарплата у замминистра – несколько тысяч гривен. Я не верю людям, которые будут выносить последнее из дома, чтобы жить и работать в министерстве, ведь нормально жить на эти копейки нельзя. Не верю я словам тех, кто говорит, мол, у нас есть предыдущие заработки, нам больше не надо. Пока не поменяется система, согласно которой чиновник должен жить за несколько тысяч гривен в месяц, до тех пор не будет перемен к лучшему. Начальник таможни получает шесть тысяч гривен зарплаты, и у него в подчинении 1300 голодных ртов, которые живут на копейки. При таком раскладе они не могут не брать взяток.

Вы еще их по голове погладьте…

Более того, в некоторых районах области вы еще и на работу взять не сможете человека, потому что за 1300-1500 гривен одессит и киевлянин сюда не поедет, квалифицированный специалист не поедет.

Чиновники в министерстве вообще знают ситуацию на местах или они живут в каком-то параллельном мире?

Чиновники низшего и среднего уровня там нужны только для того, чтобы хоть как-то обосновать деятельность руководства. Они готовят какие-то бумаги, создают ауру и больше ничего.

В чем же дело? Туда что, дураков берут или бездельников?

Опять-таки, нищенские зарплаты. Не может профессионал жить в Киеве за копейки и разбираться в портовой отрасли, не выезжая в Одессу, не зная специфики. Если не можете поднять зарплаты, тогда давайте отрежем от министерства портовую отрасль, и пусть ею занимаются те, кто живет в Одессе, кто «в теме». За те два месяца, что я пробыл в Киеве, я увидел вопиющий непрофессионализм, но кое-где проглядывало искренне желание что-то изменить, сделать лучше. Но в итоге: руки скованы, знаний нет, метания из стороны в сторону и 80% времени посвящены вопросу «давайте наполнять бюджет».

Михаил Саакашвили сообщил, что приостановил назначение нового руководителя Одесской таможни. Его якобы выберут по конкурсу, причем кандидатуру может каждый выдвинуть: главное – высшее образование, желание работать и порядочность. Вы не хотите подать свою кандидатуру?

Я высокооплачиваемый специалист с 35-летним опытом работы, еще в советское время я оформлял таможенную декларацию №1, когда еще никто не знал что это такое. Знаний таможенного законодательства и механизмов работы у меня больше, чем у всех руководителей, что сидят в Киеве вместе взятых. Я готов работать, но я не буду делать это за 5-6 тысяч гривен. Даже если будут созданы какие-то гранты, из которых опытным людям будут доплачивать, опять-таки я на такое не пойду: чиновник должен жить на государственную зарплату и дорожить этим местом. А доплачивать из грантов – это противозаконно, и от такой перспективы я отказался еще в министерстве.

Хорошо, за какую сумму вы готовы работать?

В мире принято, что госчиновник должен получать столько, чтобы иметь возможность оплачивать съемную квартиру там, где он живет и работает, иметь свою машину и не претендовать на государственную, ездить раз в год в отпуск и иметь медицинскую страховку. Если мне предложат соответствующий пакет, и он будет меня устраивать, я с удовольствием буду работать и не заглядывать в чужой карман.

Как вы относитесь к довольно громким заявлениям Саакашвили, согласно которым он искоренит коррупцию и победит контрабанду?

Я не считаю, что контрабанду и коррупцию в ее сегодняшнем виде нужно побеждать теми же методами, что и раньше. К примеру, с контрабандой обуви, одежды, идущей на «7-й километр», с ней не нужно бороться, и перед тем, как убивать ее, пойдите в магазины и посмотрите, сколько те же товары стоят там. Сегодня налоговое законодательство буквально обдирает граждан налогами, таможенными сборами, на НДС, поэтому бороться с этим видом контрабанды пока не надо. Там трудоустроены несколько десятков тысяч человек, и пусть себе работают. Это копейки недобора в бюджет.

С чем же тогда бороться?

С контрабандой топлива, причем жесточайшим образом. Танкеры по три-пять тысяч тонн походят к Килие, Усть-Дунайску, Херсону, показывают официально 300 тонн, а остальное сливают «в черную». Государство вынуждено выплачивать сотни миллионов гривен по черным схемам возмещения НДС, которые таможня создает и контролирует. Именно с этим надо бороться. Ведь речь идет о десятках миллиардов гривен бюджета, с которыми, благодаря данным схемам, уехали Калетник, Янукович, Азаров.

Саакашвили сказал, что он откроет транспортный коридор с востока в Европу через Одессу…

Еще на втором курсе института я усвоил ключевую истину: если нет источника возникновения грузопотока, то схема работать не будет. Сегодня товары из Европы в Казахстан возятся по устойчивым маршрутам. Для того, чтобы включиться в эту цепочку, ее нужно тщательно проанализировать и понять, где есть пробои? Если они есть, нужно понять, как и за счет чего мы можем сделать это лучше и дешевле. Когда мы все проанализируем и поймем, что можем, к примеру, обеспечить транзит на 300 долларов дешевле, то тогда сможем о чем-то заявлять. А пока что все это преждевременно. Как мы можем возить какие-то грузы в Европу или из Европы, если у нас на трассе «Одесса-Рени» грузовики застревают в ямах? Я сам видел своими глазами!

Как вы относитесь к приватизации портов и стивидорной отрасли?

То, что причалы, акватории, гидротехнические сооружения остаются в собственности государства – это нормальный мировой подход. Стивидорные компании приватизировать может и необходимо, но мое мнение таково: порты нужно забрать у министерства и отдать местным общинам. Они расположены на этой территории, и могут быстрее и адекватнее навести порядок. Сделать совет директоров, пускай часть людей будет из министерства, часть из инвесторов. Но ключевое тут то, что с начальника порта будет спрашивать местная община. Почему сейчас претенденты на пост начальника Ильичевского порта ездят в Киев на собеседование с людьми, которые никогда в портах не работали? Тот же Шульмейстер в порту не работал, но он будет выбирать, кому руководить.

Судя по результатам деятельности Ильичевского порта нужно «бить в колокола» и срочно менять руководителя…

Скорее всего, Юрий Крук продолжит свою деятельность на этом посту, судя по условиям конкурса. Вообще если посмотреть на результаты, то порт имеет солидные достижения. Однако реальность такова, что крупнейший в мире перевозчик Maersk отказался работать через ИМТП и ушел в частный рыбпорт.

Есть необходимые мощности?

В логистической работе не столь важны сами причалы и терминалы, сколько взаимосвязь с другими участниками транспортного процесса, с контролирующими органами. И в этом аспекте в министерстве полный провал, система отношений внутри портов выстроена из рук вон плохо. Грузопотоки должны свободно перетекать из одного в другой и их не надо трогать. Наши чиновники же считают, что самое главное – это построить терминал или купить кран. Не спорю, это важно и намного легче, но это только часть общей схемы.

Насколько я знаю, субъект, решивший работать через наши порты, начинает раскошеливаться, еще не въехав в порт…

Вот пример: въезд машины в Одесский порт стоит 55 долларов, которые нужно заплатить частной компании «Евротерминал». Это официальный платеж за якобы регистрацию и учет транспортного средства на территории грузового таможенного комплекса. А я не хочу ехать на ваш ГТК, я хочу свободно въехать в порт к государственному причалу. Нельзя! Не поднимут шлагбаум без оплаты.

А пожаловаться в АМПУ?

Они вам скажут, идите в «Евротерминал».

Почему?

Потому что они так «согласовали технологическую схему». Кроме того, вас еще и пожурят и скажут, что вам дали скидку, и вы платите не 55 долларов, а 26. Но позвольте, почему я должен платить хотя бы доллар какой-то частной структуре? Аналогичная ситуация и в Ильичевске, только там не «Евротерминал», а «Миллениум». А в рыбпорту такой «обдираловки» нет. Вот и ответ, почему ушел Maersk.

Таможенные ставки в наших портах выше, чем России и Румынии. Люди, сидящие в чиновничьих кабинетах, об этом знают. Еще они знают, что из-за этого Украина теряет грузопоток. Почему они не снизят ставки?

Средняя зарплата в АМПУ 33 тысячи гривен. Если в бюджет пойдет меньше поступлений, их начнут ругать, а кого-то может быть и уволят.

Да, но они могут апеллировать фактами и показать, что отрасль умирает, в конечно счете это и есть итог их работы…

Они не будут ничего менять, помните, для них главное – наполнение бюджета, и чтобы не дай Бог не уволили.

Итогом такого подхода является крах отрасли контейнерных перевозок…

В свое время я работал в порту Джурджулешты. Там ставка фрахта из Китая такая же, как через Одессу, но у нас ты еще 200-300 долларов раздаешь на взятки, а там этого нет. Я предупреждал руководство, что мы потеряем молдавский транзит. За последние два-три года мы его потеряли.

Что еще нам осталось потерять?

В контейнерных перевозках мы уже достигли дна.

 



RSS