АПФ «требует исправить недостатки Постановления Кабмина № 777 о конкурсном отборе руководителей госпредприятий

Поднять малый и средний бизнес в Украине и преодолеть кризис невозможно в условиях тотальной коррупции в государственном секторе экономики, вокруг которого кормятся за счет налогоплательщиков различные паразитические структуры.

Несмотря на множество разговоров о корпоратизации и назначении эффективного менеджмента, в действительности руководителями госпредприятий становятся назначенцы олигархов. Это и неудивительно, поскольку действующий порядок проведения конкурсов директоров госпредприятий писался по принципу «чего изволите».

Чтобы вернуть ситуацию в правовое русло, Антикоррупционный Предпринимательский Фронт обратился к Премьер-министру Украины В. Б. Гройсман с требованиями исправить недостатки Постановления Кабмина № 777 о конкурсном отборе руководителей госпредприятий.

Премьер-министру Украины В. Б. Гройсману

Уважаемый Владимир Борисович!

Общественная организация «Антикоррупционный предпринимательский Фронт» обеспокоена непрозрачностью назначения топ-менеджмента в государственном секторе и требует от Кабинета Министров Украины исправить следующие ошибочные предписания Порядка проведения конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украини№ 777 от 03.09.2008 г. . (далее — Порядок), и Положения о Комитете по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 23.02.2015 № 157 (далее — Положение).

Действующий Порядок не предусматривает учета при конкурсном отборе важного вопроса оплаты труда руководителя, в результате чего торги по зарплате ведутся уже после победы на конкурсе и достигают астрономических сумм, которые возмущают добросовестных налогоплательщиков из среднего класса. Размер зарплаты и бонусов не входит ни в число сведений, которые указываются в объявлении о конкурсе в соответствии с пунктом 9 Порядка, ни в число обязательных документов, представляемых претендентами для участия в конкурсном отборе в соответствии с пунктом 10 Порядка.

Также, в соответствии с пунктом 13 Порядка, обязательным условием проведения конкурсного отбора является его открытость. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссии при вскрытии пакетов документов, поданных претендентами, их рассмотрения и объявления победителя.

В то же время, согласно пункту 19 Порядка, Комиссия заслушивает на закрытом заседании конкурсное предложение участника конкурсного отбора и учитывает соответствие участника и его конкурсного предложения установленным требованиям. По решению комиссии на ее заседании во время заслушивания конкурсных предложений участников могут присутствовать представители средств массовой информации и общественности при условии согласия всех участников конкурсного отбора, которые подали предложения по управлению предприятием.

Несогласованность пунктов 13 и 19 Порядка препятствует общественности следить за ходом кадрового конкурса, так же как и отсутствие публикаций всех конкурсных предложений, кроме, разве что, предложения победителя, которую не с чем сравнивать.

В соответствии с пунктом 20 Порядка, конкурсный отбор на должность руководителей особо важных для экономики предприятий осуществляется комиссиями, образованными при комитете по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий (далее — комитет по назначению) для представления кандидатур в указанный комитет. В состав комиссий при комитете по назначению включаются представители Минэкономразвития, представители соответствующих субъектов управления и международные независимые негосударственные эксперты.

Однако относительно независимых негосударственных экспертов не приведено никаких требований относительно несовместимости и избежания конфликта интересов, из-за чего, к примеру, комиссию по отбору управляющих компаний может возглавлять владелец кадрового агентства.

Кроме того, пунктом 22 Порядка предусмотрено, что Минэкономразвития образует Комитет по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий, в состав которого включаются Министр экономического развития и торговли, Министр финансов, Министр инфраструктуры, Министр энергетики и угольной промышленности, Министр аграрной политики и продовольствия или их заместители и пять независимых негосударственных экспертов, кандидатуры которых согласовываются Кабинетом Министров Украины.

Однако Минэкономразвития нивелировало стабилизирующую роль международных экспертов в номинационном комитете, установив пунктом 5 Положения, заседание Комитета по назначению имеет кворум при условии участия в нем трех членов с правом голоса, и решение Комитета по назначению принимается путем голосования и принимается простым большинством голосов, причем право голоса имеют только министры, члены Комитета по назначению, или их заместители. В случае если предприятие, на должность руководителя которого осуществляется отбор, входит в сферу управления Фонда государственного имущества или министерства, руководитель которого является членом Комитета по назначению — право голоса также предоставляется представителю соответствующего субъекта управления предприятием. В случае равного распределения голосов решающим является голос представителя соответствующего субъекта управления предприятием. Таким образом, Положение не дает права голоса пяти независимым экспертам.

Кроме того, пунктом 20 Порядка предусмотрено согласование назначения руководителя предприятия председателем местной госадминистрации проводится в установленном порядке. В случае мотивированного отказа председателя облгосадминистрации (поддержки председателем облгосадминистрации мотивированного отказа председателя райгосадминистрации) в согласовании назначения руководителя предприятия субъект управления вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения о предоставлении согласия на назначение такого руководителя.

Таким образом, мало того, что независимость Комитета по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий нивелирована его образованием при министерстве и лишением права голоса международных независимых экспертов, его решение даже не может проводиться в жизнь без согласия председателя райгосадминистрации или министра при поддержке Кабмина.

Вызывает обеспокоенность также отсутствие требований к претендентам на владение государственным языком и подачи конкурсных предложений исключительно на государственном языке.

Так же проблемным является отсутствие требований по проведению спецпроверки относительно претендентов на финальном этапе конкурсного отбора и отсутствие представителей органов, ответственных за защиту национальной безопасности, в комиссии по отбору руководителей компаний, которые в соответствии с пунктом 1 Порядка, имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства .

Антикоррупционный Предпринимательский Фронт требует пересмотреть указанные ошибочные новеллы и вернуть ситуацию с конкурсным отбором руководителей госпредприятий в правовое русло.

Считаем, что Кабинет министров Украины не должен медлить с введением корпоративного управления в государственном секторе и сформировать независимые наблюдательные советы в госпредприятиях с привлечением международных экспертов и украинской общественности.

Кроме того, Антикоррупционный Предпринимательский Фронт убежден в необходимости таких изменений существующего ошибочного Порядка конкурсного отбора руководителей госпредприятий:

1) Конкурсная комиссия и номинационный комитет должны получить реальные полномочия, их кадровые решения должны реализоваться без согласования с главами обладминистраций и отдельными министрами. Большинство членов комиссии по предварительному отбору претендентов и номинационного комитета должны быть независимыми экспертами с правом голоса, причем ни в коем случае не могут быть аффилированны с агентствами по управлению персоналом.

2) Во время конкурса должен решаться вопрос оплаты труда. Также претенденты должны подтвердить владение государственным языком, а перед финальным этапом пройти спецпроверку.

3) Конкурс должен проводиться публично. Согласие на обнародование своих конкурсных предложений кандидаты должны подтвердить еще на стадии подачи документов для участия в конкурсе, и все предложения следует публиковать на сайте Минэкономразвития. Не может быть никаких закрытых заседаний комиссии по отбору претендентов и номинационного комитета.

Просим Вас, уважаемый Владимир Борисович, рассмотреть указанные требования и сообщить о результатах рассмотрения этого обращения в определенный законодательством срок.

С уважением,

Президент ОО «Антикоррупционный предпринимательский фронт» Егоров И.А.



RSS