- 23.07.2019
- Опубликовано: admin
- Категория: Точка зору
Президент ОО «Антикоррупционный предпринимательский фронт Игорь Егоров высказал мнение о деятельности коммунальных регистраторов и эффективности работы антирейдерской комиссии. Часть текста была опубликована информационным агентством «Интерфакс-Украина», как комментарий к публикации «Практика правоохранительных органов стимулирует безнаказанность рейдеров».
В Украине легко потерять бизнес — таковы современные реалии. Право собственности никак не гарантируется и иностранные инвесторы не раз уже вынуждены были столкнуться с рейдерством на собственном опыте. В том числе, многие ощутили на себе, какими неоправданно широкими возможностями обладает коммунальный регистратор.
К сожалению, вне зависимости от политических перестановок в стране, ситуация не меняется. Прежде всего потому, что существование коммунальных регистраторов и рейдеров выгодно власти, которая пользуется их услугами.
Судите сами: если регистрационные службы, занимающиеся «перераспределением собственности», создаются при коммунальных предприятиях, подчиненных местным исполнительным органам власти, а власть на их бесчинства никак не реагирует — то кто тогда является конечным потребителем услуг таких предприятий?
Существование коммунальных регистраторов также выгодно кредитным учреждениям. К их услугам финансовые структуры прибегают при возникновении спорной ситуации с заёмщиком, когда забрать залоговое имущество по закону не получается.
В качестве примера я могу привести коммунальное предприятие «Свиточ», подчиненное Департаменту промышленности и развития предпринимательства Киевской городской государственной администрации (КГГА).
КП было создано для организации конференций и торговых выставок, а руководителем его является бывший депутат Киевского городского совета Валентина Мандрик.
В сентябре 2018 г. КП «Свиточ» получает право на занятие регистрационной деятельностью. Сочетаются ли такие виды деятельности, как организация ярмарок и конференций и переоформление имущества заёмщиков в интересах финансовых структур — вопрос риторический. Но что мы видим? Уже 16 апреля 2019 г. Минюст заблокировал доступ к Государственному реестру прав на недвижимое имущество регистратору КП «Свиточ» Урупе А.Ф., а меньше месяца спустя, 7 мая 2019 г, реестр был закрыт для ещё одного регистратора всё того же КП — Алиева Гусейн Азиз Оглы. (№ 132 и 139 https://minjust.gov.ua/spysok-der-reest-ta-not)
В ситуации контролируемого Минюстом хаоса работы коммунальных регистрационных предприятий в интересах отдельных выгодоприобретателей, отключение регистраторов от реестра — это, безусловно, ситуативно правильная инициатива президента.
Но для комплексной борьбы с проблемой, команде президента необходимо инициировать реформу госрегистрации и привлечь для ее реализации заинтересованные стороны: бизнес-сообщество, нотариат, правоохранительные органы, совет бизнес-омбудсмена, и т.д.
Действующая на данный момент Антирейдерская комиссия – это суррогат правосудия и приговор (пока политический) для руководителя Минюста Петренко: он был назначен по квоте правящей партии, члены которой занимают все ключевые посты в исполнительной власти и силовых структурах, но за многие годы руководства ведомством так и не смог провести действительно необходимые реформы в сфере госрегистрации для преодоления позорного явления — рейдерства по сути. Бум рейдерских захватов тому подтверждение: согласно статистическим данным, размещённым на сайте ГПУ, за последние полтора года было совершено около тысячи рейдерских атак.
В интервью от 25 октября 2018 г первый заместитель министра юстиции Украины, Елена Сукманова на вопрос журналиста: «Интересуется ли Минюст результатами расследования дел относительно недобросовестных регистраторов?», сама признала, что с этим имеется проблема. По словам Сукмановой, она не знает об обвинительных приговорах по уголовным производствам, которые бы были открыты правоохранительными органами по информации, переданной Минюстом.
Вместо комплексной реформы, направленной на обеспечение гарантий неприкосновенности частной собственности, вместо задействования в охране права собственности всех силовых структур, Минюст предложил «костыли» в форме антирейдерской комиссии для решения ситуативных проблем. Причём проблемы решаются, конечно же, с учётом выгоды для создателей этой системы.
Ведь следуя логике Минюста, вместо комплексной разработки плана борьбы с рейдерством на уровне государства и искоренения рейдерства как явления, для решения проблемы необходимо по каждому виду правонарушения, объединённых под общим названием «рейдерство», создать как минимум еще 2 отдельные комиссии. Например, создать антирейдерскую комиссию по вопросам противодействия противодействию законной хозяйственной деятельности и антирейдерскую комиссию по вопросам противоправного завладения имуществом предприятия, учреждения, организации!
В стране где, правоохранительные органы обладают ресурсными возможностями и волей расследовать преступления, связанные с рейдерством, а суды работают эффективно и беспристрастно, что в итоге позволяет привлечь виновных (исполнителей и организаторов) в рейдерских преступлениях к неминуемой ответственности, существование подобной структуры-симулякра невозможно в принципе!