Рекомендации по результатам антирейдерского круглого стола, прошедшего в Верховной Раде Украины

Рекомендации по результатам заседания круглого стола «Повышение эффективности расследований преступлений, связанных с захватом имущества предприятий, противодействием законной хозяйственной деятельности, как условие для построения благоприятной бизнес-среды в Украине».

Мероприятие прошло 3 июля 2018 в зале заседаний Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Download the English version of the recommendations according to the results of the roundtable

Круглый стол был проведен по инициативе президента  ОО «Антикоррупционный предпринимательский фронт» Игоря Егорова, и  народного депутата Украины, заместителя председателя Комитета ВРУ по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виталия Куприя.

KOMITET_VRУчастники мероприятия, обсудив сложившуюся ситуацию в государстве из-за масштабности рейдерских преступлений, отмечают:

Многочисленные рейдерские захваты предприятий в Украине, безнаказанность заказчиков, организаторов, исполнителей силовых поглощений — негативно влияют на восприятие Украины мировым сообществом, отпугивают потенциальных инвесторов, заставляют уходить из страны международный бизнес.

Существованию рейдерства в Украине способствуют такие факторы, как: коррумпированность государственной власти, отсутствие принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления и верховенства права, низкий уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов, необеспеченный комплексный подход к преодолению проблемы, прогнозирование последствий принимаемых решений.

Участники отметили, что несостоятельность власти на двадцать седьмом году независимости Украины обеспечить (гарантировать) субъектам хозяйствования право на свободу предпринимательской деятельности угрожает экономической и национальной безопасности государства.

По официальным данным Генеральной прокуратуры Украины за 2017 год, по ст. 206 УК (противодействие законной хозяйственной деятельности) было зарегистрировано 315 уголовных преступлений, по ст. 206-2 УК («Противоправное завладение имуществом предприятия») — 99 преступлений, в суд направлено 2 и 4 дела соответственно.

Однако эти зарегистрированные производства — лишь капля (мизерная доля) в океане рейдерского беспредела. Во многих случаях правоохранительные органы не открывают производство, а пострадавшим предпринимателям, которые потеряли бизнес, поступает предложение обращаться в суд. В большинстве случаев пострадавшие предприниматели не обращаются, принимая во внимание потенциальное «экономическое» и «физическое» наказание.

Бездействие правоохранительных органов в случаях, когда функции государственной исполнительной службы берут на себя вооруженные преступные группировки, также не способствует инвестиционной привлекательности Украины. Правоохранительные органы не занимаются противодействием организованным группировкам, специализирующихся на рейдерских захватах, не внедряют превентивные меры, которые способствовали бы недопущению совершения преступлений.

Так, информация об удачных рейдерских захватах предприятий в Украине распространяется среди иностранных СМИ. О неудовлетворительном уровне защиты собственности в Украине постоянно говорят многочисленные послы иностранных государств.

Также остается неурегулированным и дискуссионным определение понятия «рейдерство». Не установлена уголовная ответственность за рейдерство, которая, по мнению участников, должна наступать по совокупности составов преступлений (вымогательство, мошенничество, подделка документов).

С учетом состоявшегося обсуждения участники круглого стола рекомендуют:

  1. Создать координационную Антирейдерскую платформу для борьбы с рейдерством в Украине с привлечением юристов, представителей бизнес-объединений, исполнительной, законодательной власти, научного сообщества, правоохранительных органов, общественности.
  2. На базе созданной Антирейдерской платформы:
  •  Обобщить существующую сегодня практику расследования правоохранительными органами преступлений в сфере хозяйственной деятельности, а именно – относительно противодействия законной хозяйственной деятельности и противоправного завладения имуществом предприятий, учреждений, организаций.
  • Привлечь к сотрудничеству иностранных экспертов для изучения международного опыта по противодействию преступлениям против частной собственности.
  • Наладить сотрудничество с правоохранительными подразделениями, занимающимися расследованием преступлений, совершенных против бизнеса.
  •  Выявлять лиц, в частности, политиков и правоохранителей, которые способствуют деятельности организованных групп, занимающихся захватом собственности бизнеса, с целью привлечения к ответственности организаторов и заказчиков преступлений.
  • Привлечь СМИ и другие информационные источники для проведения информационной кампании с целью привлечения внимания общества к проблемам незащищенности частной собственности в стране и стимулирование деятельности правоохранительных органов путем создания социального резонанса.
  •  Осуществлять мониторинг положительных и отрицательных изменений в деятельности правоохранительных органов в рамках предложенной программы.
  •  Разработать совместно с правоохранительными органами методологию по расследованию преступлений, совершенных против частной собственности, и подготовить для них учебные программы.
  •  Способствовать формированию правовой культуры, повышение уровня правосознания у населения, осведомленности предпринимателей в вопросах корпоративной безопасности, в частности, защиты частной собственности.
  •  Проводить исследования в сфере противодействия рейдерским захватам, готовить соответствующие практические рекомендации (предложения) и передавать их для использования сотрудниками правоохранительных структур.
  •  Создать публичный реестр, в который будут внесены заказчики, организаторы, исполнители рейдерских преступлений, включая юридических, физических лиц, судей, представителей органов власти и правоохранительных органов.
  •  Разработать при участии участников Антирейдерской платформы нормативно-правовой акт (проект закона), направленный на повышение безопасности ведения предпринимательской деятельности, усиление защиты активов бизнеса, обеспечить его юридическое и адвокационное сопровождение.
  •  Определить координатором, ответственным за воплощение вышеуказанных инициатив, ОО «Антикоррупционный предпринимательский фронт».
x

Check Also

minagro

АПФ звернулося до Мінагрополітики з вимогою навести лад у ДАК «Хліб України»

        Міністру аграрної політики та продовольства України            ...